Главная » Файлы » Вожатская копилка

Отрядные огоньки
26.06.2010, 23:59

 

      Огонек - особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться,

      понять других, проанализировать день, ситуацию, раскрыть себя с необычной

      стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

      Условия, необходимые для проведения огонька

      1) Участники удобно устроены в кругу,

      2) Наличие живого огня (обычно в центре круга)

      3) Огонек готовиться ведущими (реже - в конце смены - лидерами группы)

      4) Необходимый эмоциональный настрой

      5) Ведущему нужно следить за выражением своего лица, интонацией и т.д.

      6) Поддержание доброй атмосферы ( + правило свободного микрофона). Нужно

      избегать повышенного тона

      7) Тема огонька актуальна для большинства участников

      8) Возможно наличие своих традиций огонька

      Виды:

      1) Знакомства

      2) Конфликтный

      3) Адаптации

      4) Анализа

      5) Тематический

      ОГОНЬКИ ЗНАКОМСТВА

      Рассказ-эстафета

      Этап развития коллектива (при смене в 24 дня) - 1 т.е. 2-3-4 день

      Передача предмета по кругу. Говорит тот, у кого предмет.

      Выговариваются сидящие в кругу по принципу: "все говорят, а чего бы и мне

      не сказать". Выговаривается вся группа.

      Уровень отряда - любой

      Пакет откровений

      1 этап.

      Наличие необычно оформленного конверта с необычными вопросами.

      Раскрытие личности с необычной стороны. Проверка на неординарность

      мышления ребенка при ответе на вопросы.

      Уровень отряда - любой

      Музей любимых вещей

      3-4 день смены.

      Рассказ не о себе, а о предмете, характеризующим хозяина и

      демонстрируемому на огоньке.

      Развитие абстрактно-образного мышления, фиксация ассоциативного внимания

      ребенка, возможность ребенка показать себя с неожиданной стороны.

      Уровень отряда - высокий.

      Гороскоп

      2-3 день смены.

      Дети распределяются по группам - знакам зодиака. Перед высказыванием -

      краткая характеристика знака. Необычная характеристика детей, форма

      запоминания личности через выделение необычных качеств. Можно сравнивать

      по сезонам года, цвету глаз и т.д.

      Уровень отряда -- низкий.

      Фонарщик

      3-4-5 день смены.

      Эмоциональное представление легенды о маленьком фонарщике. Говорит тот, у

      кого свеча (фонарь). Передача по свободному выбору. Определяет умение

      выбрать, выделить для себя отдельных людей. Опережающий шаг на выделение

      микрогруппы.

      Уровень отряда высокий.

      Вариант: "Букет цветов". На каждом цветке - вопрос. Высказывающийся дарит

      цветок по своему выбору.

      Памятный день.

      2-3 день.

      Рассказывая о себе ребенок вспоминает самый яркий день в своей жизни.

      Это огонек- тест. Ведущий получает срез по уровню ценностей ребенка, его  запросам. Сам огонек проходит более ярко, эмоционально, чем рассказ --

      эстафета.

      Уровень отряда -- любой.

      ОГОНЬКИ - ОТКРОВЕНИЯ (КОНФЛИКТНЫЕ)

      Письмо другу

      2 этап (8-11 день).

      Участники огонька устно "пишут" письмо другу, родным. (Принцип дневника).

      Переключение внимания с себя на окружающих, потребность в других людях, в

      их сочувствии.

      Уровень отряда -- любой.

      Я не понимаю

      3 этап (20-22 день).

      Бессистемное расположение участников огонька в помещении. Каждый участник

      имеет право подойти к любому другому участнику огонька с вопросом,

      начинающимся на "Я не понимаю, почему..?".

      Предъявление требований с позиции глубокого проникновения в мировоззрение

      другого человека, налаживание контактов.

      Уровень отряда -- средний, высокий.

      Разговор в темноте

      26-27 день.

      Матрац-холл. Полная темнота, дети в расслабленном состоянии.

      Эффект разгрузки отрицательных эмоций, выход детей на самостоятельное

      решение проблем, возникающих в отряде.

      У/о средний.

      Разговор с игрушкой

      2 этап (8-10 день).

      Каждый участник огонька рассказывает свои проблемы игрушке (лучше мягкой).

      По принципу "письмо другу", но плюс тактильный контакт.

      У/о средний, младший.

      Разговор с попутчиком

      3 этап (20-22 день).

      Ситуация: закончилась смена, нужно рассказать попутчику о происходящем в

      лагере. Снятие отрицательных эмоций, полученных в лагере и закрепление

      положительных.

      У/о любой.

      Ситуативный

      (Электрический стул)

      Один участник находится спиной к аудитории, все пишут записки с краткой

      характеристикой этого человека, которые потом зачитываются ведущим

      (корректирующим текст в случае его некорректности по отношению к

человеку).

      Дает возможность дать оценку поведения того или иного ребенка членам

      отряда без амбиций, обид, оскорблений его личного достоинства.

      У/о высокий

      Круг молчания - 1

      2 этап (10-16 день).

      Все сидят в кругу спиной к центру. Говорящий разворачивается спиной к

      центру. Остальным говорить строго запрещено т.е. говорят только желающие

      высказаться (они постепенно поворачиваются в круг, втягиваясь в беседу).

      Тема должна сильно затрагивать всех участников. Напряженность внимания,

      обстановка провоцирует эмоциональный выплеск и снятие личного

      эмоционального напряжения, снятие конфликта.

      Круг молчания - 2

      Все сидят в помещении вдоль стен. Желающий сказать выходит и садится в

      круг. В обоих огоньках "Круг молчания" создается элитарность говорящих, в

      число которых втягивается остальная часть отряда.

      Наедине с собой

      2-3 этап, ситуативно.

      Говорящий выходит в круг к свече.

      Путем использования свечи достигается эффект концентрации внимания

      участника и эффект одиночества, откровенности.

      У/о средний.

      Разговор со свечой

      Создается ситуация, в которой человек вслух может высказать мысли,

      "скребущие душу", "крик души". Внимание акцентировано на проблеме в

отряде.

      Уровень отряда - средний.

      После выхода из конфликта хорошо провести тренинг на общение, выводящий

      эмоции детей на положительный уровень.

 

      ТЕМАТИЧЕСКИЕ

      Проводятся в зависимости от логики и событий смены. Например -- огонек о

      любви и дружбе.. Возможно использование пакета откровений, театра миниатюр

      разговора на проблемную тему и т.д. Закрепляет и корректирует

      морально-этические нормы поведения. Корректировка отношений

      мальчик-девочка. Может быть получение новой информации.

      У/о высокий, средний.

 

      ОГОНЬКИ АНАЛИЗА

      Огонек оргпериода

      2 этап (7-8 день).

      Ответ на вопрос "Что получилось?". По форме проведения может быть

      конфликтным. Фиксация у детей точки перехода от пассивной позиции в отряде

      к активной. Начало блока обучения ЗУНам, связанной с системой анализа и

      построения дальнейшей жизни.

      У/О любой.

      Цепочка 2 этап.

      Один участник говорит 2-3 фразы, связанные со своими впечатлениями о

      проведенном этапе смены, рядом сидящий продолжает разговор.

      Игровая форма проведения огонька, для получения большого количества

      информации; кратковременного проведения.

      У/о слабый, средний.

      Машина времени

      2-3 этап.

      Игра -- отправление в будущее. Взгляд на предстоящий период с точки зрения

      перспектив, т.е. ребята рассказывают о предстоящей смене как будто они ее

      уже прожили. Развивает образно-ассоциативное мышление детей. Закрепление

      навыков построения перспективы, творческих подходов. Ведущий может

      выделить проблемы, волнующие детей.

      У/о любой.

      Отряд для меня

      Финал смены.

      Каждый участник огонька отвечает на вопрос "Чем стал отряд для меня за эту

      смену?". Осмысление детьми прожитого за смену. Закрепление у детей умения

      отыскивать для себя наиболее удобные формы жизни.

      Свечка (анализ дня)

      а) 1 этап.

      Рассказ-эстафета с передачей предмета по кругу.

      Высказывается каждый член отряда. Этот способ заставляет задуматься над

      проблемой каждого, но принцип добровольности сохраняется.

      в) 2 этап.

      Обсуждение ведется по микрогруппам, после чего выступает один

      представитель от микрогруппы на общий круг (который решает общие вопросы).

      Наиболее активное участие каждого члена микрогруппы в обсуждении. Наиболее

      продуктивная работа по анализу, выведение лидеров в режим явного

      лидирования в микрогруппе.

      с) 3 этап.

      Свободный микрофон. Высказывается по очереди каждый желающий в свободном

      режиме (по вопросам). Быстрый эмоциональный анализ дня и ситуации.

      Появляется возможность для само реализации ребенка, его укрепление в

      отряде, как личности; имеется возможность диалога.

      У/о средний, высокий.

 

      ОГОНЬКИ АДАПТАЦИИ

      Позиция

      Конец 3-го этапа.

      Моделирование предположительного поведения ребенка в социуме, его

      критическое конструирование. Это огонек-тренинг выживания ребенка в

      социуме "большой земли" не теряя своих положительных качеств, полученных и

      закрепленных в лагере.

      У/о любой.

      Живой уголек

      Самый последний разговор. В руках говорящего свеча, горящая ветка и т.д.

      -- "Живой уголек". Высказываются последние пожелания и "Живой уголек"

      передается тому, кому очень хочется передать. Дополняется традициями

      прощания. Ведет к снятию эмоционального напряжения, связанного с

      прощанием, позволяет сделать наиболее мягкий выход детей в другую систему

      из системы отряда.

      У/о любой.

      Расскажи мне о себе

      Финальный огонек.

      О каждом участнике высказывает свое мнение 1 человек и 2-3х называет сам

      тот человек, о ком идет речь. Принцип свободного микрофона.

      Взгляд со стороны на систему деятельности и поведение ребенка дает ему

      возможность корректировать эту систему в дальнейшем.

      У/о любой.

      "Я как в зеркала смотрюсь в людей..."

      Финальный огонек.

      Перед огоньком проводится социометрия, анкетирование. В помещении

      создается эффект зеркала при помощи свечей оформления. Говорящий и

      слушающий находятся в креслах друг против друга. Достигается концентрация

      внимания на диалоге.

Категория: Вожатская копилка | Добавил: ириска
Просмотров: 10265 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]